Министерство транспорта РФ предложило вернуть практику невозвратных авиабилетов, сетуя на то, что именно их отсутсвие не дает авиакомпаниям получать нормальную прибыль и развиваться. По мнению чиновников, по Европе пассажиры летают так дешево именно из-за того, что авиакомпании продают по спецакциям невозвратные авиабилеты, а в России с октября 2007 года пассажир может вернуть авиабилет без штрафов не позднее, чем за сутки до вылета.
Кроме предложения сделать самые дешевые авиабилеты невозвратными, Минтранс предлагает также увеличить до пять суток до вылета срок, когда обычные авиабилеты можно будет вернуть без штрафов, пишет Коммерсант.ru. По оценкам экспертов, пассажиры возвращают 1-2% проданных билетов. Поскольку авиакомпании перевозят миллионы пассажиров в год, на возвратах билетов они теряют значительные суммы. Авиакомпании никогда не упускают возможности вычесть хоть сколько-то из стоимости билета, возвращаемого пассажиром. Так, вводится плата за услугу возврата авиабилета, которая, по мнению авиакомпаний, все равно не может покрыть оплату затраченных на оформление и возврат билета усилий. К тому же авиакомпании редко когда могут реализовать освободившееся место.
Правда, рассчитывать на понижение стоимости авиабилетов после введения невозвратных тарифов не приходится. Ряд экспертов, например А. Синицкий из «Авиатранспортного обозрения», считает, что российские авиакомпании и так летают по ценам европейских лоукостеров и ниже уже некуда.
Представители зарубежных авиакомпаний тоже одобряют инициативу Минтранса. Поскольку если пассажир покупает билет по низкой цене, он несет риски, которые в ином случае берет на себя авиакомпания. Российские перевозчики отметили, что изменение Воздушного кодекса поможет им более четко планировать доходы. И это важно, поскольку из 17 самых крупных авиакомпаний России , по данным ГосНИИГА, убыточных нет только среди перевозчиков «первой пятерки».