Британские исследователи вскрыли возмутительные факты относительно мнимой безопасности авиапутешественников, которые компании крупных воздушных перевозчиков годами скрывали от общественности. Оказывается, даже 2-3-часовое пребывание в салоне самолета далеко не так безопасно, как принято считать. Пары горючего просачиваются в воздухозаборную систему пассажирского салона и кабины пилотов, отравляя организм человека и приводя к ослаблению организма и развитию таких заболеваний, как рак, синдром хронической усталости и проблемы с щитовидной железой.
Один из каждых семи членов летного состава британских авиакомпаний провел больше месяца на больничном в 2008 году. Каждому двадцать третьему сотруднику был поставлен страшный диагноз — рак, и каждый 20-й страдает от синдрома хронической усталости. В то же время, по данным медиков, с синдромом хронической усталости сталкивается только каждый тысячный англичанин.
Конечно, можно было бы сказать, что официальная статистика и так не жалеет англичан, ведь каждый 34-й британец сталкивается с раком, но ведь в летный состав стараются привлекать молодежь, а для молодых англичан до 44 лет риск столкнуться с раком падает до одного к 200.
По данным Фонда психологического здоровья, депрессиями страдает от 8 до 12% британцев, в то время как среди летного состава процент таких людей доходит до 20. Что может сделать пилот, которого острый приступ депрессии застал на рабочем месте, можно вообразить только в кошмарах. В этом состоянии люди склонны преувеличивать черные стороны жизни и считать, что ситуация никогда уже не исправится. Часть из них навязчиво думает о самоубийстве, искренне полагая, что это не только лучший выход из клубка проблем, но и единственно возможный. Согласитесь, оказаться в самолете, командир которого одержим подобными мыслями, никто из туристов не хотел бы.
В докладах о состоянии здоровья британского летного состава пассажирского флота, которые попали в руки The Telegraph, содержатся также данные о повышенном уровне заболеваний щитовидной железы, выкидышах, высоком кровяном давлении, большем, чем обычно, числе бронхитов, пневмоний и адено-вирусных заболеваний.
Исследователи утверждают, что все эти болезни являются следствием отравления токсичными веществами, которые попадают в воздух кабины пилотов и пассажирского салона через воздухозаборную систему, благодаря особенностям конструкции современных самолетов. Воздух забирается в секции компрессии и охлаждения и смешивается с уже прошедшим через фильтр, предназначенный для удаления вирусов и бактерий, воздухом из салона авиалайнера. Таким образом, к пилотам и пассажирам попадают газы и пары масла с авиадвигателей, ведь фильтр, который удалял бы их, не предусмотрен. И если в двигателе есть утечки топлива или масла, даже единичные и незначительные, этого количества может хватить, чтобы токсичные химические вещества загрязнили воздух и начали медленно отравлять организм человека.
Тревогу из-за высокотоксичных веществ в воздухе салонов самолетов уже поднимали ранее, в начале 2009 года. Тогда группа тайных исследователей рассказала о высоком уровне загрязнения на борту нескольких самолетов. Официальные представители авиакомпаний отвергли все обвинения как подтасованные.
Однако сегодняшние исследования в области здоровья летного состава заставляют задуматься, были ли подтасованы результаты, показавшие, что в 28 из 31 лайнеров, где участники исследования тайком взяли пробы воздуха, было обнаружено высокое содержание трикрезилфосфатов, одного из органофосфатов, содержащегося в современных нефтепродуктах, который добавляют в топливо для уменьшения изнашиваемости двигателя. Накапливание в организме человека этого вещества вызывает сонливость, проблемы с дыханием и неврологией.
Маккензи Росс, клинический нейрофизиолог из Лондона считает, что загрязнение воздуха в салоне самолета влияет на здоровье 200.000 пассажиров в год. Представители Управления гражданской авиации Великобритании заявили, что нет никаких доказательств о связи возможного загрязнения воздуха салона авиалайнера высокотоксичными веществами с ростом заболеваемости пилотов и пассажиров. Однако расследование будет продолжено.
Нужно сказать, что на Boeing Dreamlander 787, который никак не начнет пассажирские и даже пробные рейсы, система воздухозабора была сконструирована принципиально иначе. Однако этот вариант был признан слишком дорогим. Возможно, многомиллионные иски пилотов и авиапассажиров к авиакомпаниям заставят самолетостроителей пересмотреть это решение и сделать, наконец, полеты безопасными во всех отношениях.