Прошедший год выдался неудачным для туристического бизнеса. Сначала его подкосил непомерный рост топливных цен и, как следствие, уменьшение числа поездок и прибыли компаний из-за возросшей стоимости туров, в особенности на дальних направлениях. Несколько разорившихся туроператоров добавили сложностей, поскольку привели к немалым финансовым потерям турагентств, с ними работавших. Да и доверие к турбизнесу у путешественников сильно пошатнулось, поскольку финансовых гарантий исчезнувших операторов не хватило даже на то, чтобы вернуть деньги всем пострадавшим. И, наконец, ближе к концу года на доходах туриндустрии сказался мировой экономический кризис. Люди начали по возможности экономить на всем и, конечно, в числе первых под программу урезания расходов попали отдых и развлечения.
Несмотря на то, что цены на нефть снизились в три с лишним раза, стоимость авиаперевозки снижаться не спешит. Во-первых, на цену авиакеросина в гораздо большей степени влияет стоимость его производства, чем цены на нефть. Во-вторых, большинство отечественных авиакомпаний ведут расчеты между собой в иностранной валюта и, соответственно, рублевые цены на билеты при постоянно растущем курсе доллара и евро также непрерывно увеличиваются. А поскольку зарплаты у большинства не растут, а скорее даже сокращаются, то и количество людей, готовых отправиться в дальнее путешествие, стремительно уменьшается. Количество заказов на туры, в особенности экзотические, резко снижается и операторам приходится снимать с направлений большие самолеты, заменяя их теми, что поменьше, а также уменьшать количество рейсов. В результате некоторые и без того не слишком «людные» направления могут попасть «под нож».
Куда же нужно успеть съездить отдохнуть, пока еще есть относительно бюджетная перевозка в дальние страны? Понятно, что Турция и Египет, Кипр и Испания никуда не денутся. Эти направления всегда были и останутся массовыми. Разве что народу на них слегка поубавится, да и то вряд ли: к ним скорее всего вернутся те, кто когда-то сбежал от толп соотечественников- отдыхать-то хочется.
Вряд ли также вызовут трудности путешествия по Европе (если не считать высокого курса местной валюты), а вот тем, кто планирует увидеть места далекие и уникальные, стоит поторопиться. Иначе для осуществления мечты придется либо стать олигархом, либо продать квартиру, да еще и запастись лишним временем. Поскольку наши самолеты летать туда не будут, а те западные авиакомпании, что останутся на направлении, будут летать редко, втридорога и с кучей пересадок.
Такие направления, как Реюньон, Шри-Ланка, Мадагаскар, Мальдивские и Сейшельские острова, Новая Зеландия, Багамы скоро можно будет вычеркнуть из списка мест для возможного проведения отпуска. Одной из первых ласточек была Шри-Ланка, на которую и без того небольшой спрос упал практически в два раза. И теперь «Аэрофлот», подобно поезду, следующему со всеми остановками, возит туристов в Коломбо, предварительно высадив часть путешественников на Мальдивах. Остров Свободы, куда раньше можно было слетать чартером «Трансаэро», теперь стал досягаем тоже только с помощью регулярных рейсов «Аэрофлота» и только раз в неделю.
С 19 января прекратилась и чартерная цепочка «Трансаэро» на доминиканском направлении и хотя убрали только новогоднюю программу, туроператорам и авиакомпаниям остается только надеяться на то, что на оставшиеся самолеты будет продано достаточно мест. По ситуации на февраль месяц, по мнению специалистов, чем меньше будет самолетов, тем лучше. Вопрос только в том, будут восстановлены все эти маршруты с приходом весны и лета или в экзотическом туризме начнется «мертвый» сезон.
Сокращаются и полеты в Эмираты, правда, на это направление спрос вряд ли упадет до нуля — деловые отношения с ОАЭ и особенно попытки выработать общую политику в области нефтедобычи и продажи поддержат это дорогое направление. Хотя есть мнение и о том, что мыльный пузырь самых дорогих и высоких в мире зданий, отелей, самых длинных мостов, дорогой недвижимости и искусственных островов лопнул и уже никогда не восстановится.
Пострадала от кризиса и Иордания — туроператоры кардинально сократили авиаперевозки из российской столицы в страну. Сняты все чартерные рейсы «Трансаэро», почти в три раза урезана регулярная перевозка Royal Jordan. Авиакомпании планируют восстановить программы в марте, однако в конце зимы -в начале весны в России ожидается новая волна сокращений и как пойдут дела у туристов, будет ли кто-то планировать отпуска в не столь популярных странах, как Турция и Египет, неизвестно.
Затронул кризис и Сейшельские острова. Хотя в конце января должны начаться продажи бюджетных туров на Сейшелы, туристические компании не ждут от направления чудес. Средние и экономичные туры почти перестали продаваться, а вот от богатых клиентов отказов не поступало. С большим трудом был заполнен среднебюджетный чартер авиакомпании «Аэрофлот-Дон», который уже 5 лет подряд вылетает из Москвы на острова. Стоит учесть, что в 2009 году не было традиционного праздничного чартера на Сейшелы от AirUnion.
Действительно, на всех экзотических направлениях компаниям выгоднее отправить одного взыскательного туриста, чем десять обычных — ведь цены на индивидуальные туры на Сейшелы, например, начинаются от 5 тысяч евро. Вот и выходит, что экзотика скоро станет уделом одних лишь олигархов. Или туристов-экстремалов, готовых крутить педали самоходной лодки до самого Маврикия.