Кто из нас в детстве не читал про Робинзона Крузо и Таинственный остров, не смотрел кино, не видел телепередачи Сенкевича, где он рассказывало плавании на «Ра»? Многие даже мечтали о том, чтобы когда-нибудь отправиться на необитаемый остров и пожить там год-другой без надоевших родственников, непредсказуемого начальства и толп в часы пик в метро. Для подавляющего большинства путешественников эта мечта так и останется детской грезой. Не всем же так везет, как Алле Борисовне, получившей необитаемый остров в подарок.
Однако стать Робинзоном можно, не только выбившись на большую сцену или получив путевку в проект «Последний герой». Выбраться в леса без палатки, с одним ножом и коробкой спичек легко даже в Подмосковье или в Тверской области, где можно неделями жить на болотах, так и не увидев ни одного человеческого следа за все время отпуска. Но если уж говорить о настоящем Необитаемом Острове и многомесячном путешествии, то и сейчас находятся люди, которые готовы претворить свои детские мечты в жизнь.
Так поступил швейцарец Ксавьер Россет, который добровольно прожил 10 месяцев на необитаемом острове Тодуа в архипелаге Тонга. Остров был небольшой, площадью в 64 гектара, и самыми крупными животными на нем оказались свиньи. Кроме Ксавьера и свиней, на острове были кокосовые пальмы, озеро, джунгли и масса времени, чтобы научиться выживать — строить жилище, искать источник пресной воды, учиться ловить рыбу. Когда читаешь, все приключения и обычные тяготы кажутся незаметными и нестоящими внимания, на деле все иначе. Россет потерял 18 килограмм за первые два месяца пребывания на острове, пока не научился добывать свиней.
Но гораздо больше голода его терзало одиночество. Все Робинзоны рано или поздно обзаводятся спутниками — от попугая до уцелевшей собаки, от хомячка до приблудного Пятницы. Ксавьеру довелось подружиться с поросенком. Совсем маленьким животное попало в яму-западню, построенную швейцарским Робинзоном, но поскольку убивать поросенка не было смысла — мяса на нем было еще слишком мало, Россет взял маленькую свинью с собой, и она три месяца прожила рядом, словно собака, скрашивая будни. Только через восемь месяцев швейцарец привык к острову и новому образу жизни настолько, что стал считать это место своим домом. Однако остаться на Тодуа он не пожелал и через 10 месяцев с начала приключения вернулся домой, заявив журналистам, что пока больше одиночных путешествий не планирует.
Неплохая идея для дауншифтинга — отправиться в теплые моря на необитаемый остров на год-полтора, лежать под пальмой, ловить рыбу и выпекать хлеб из хлебного дерева, запивая его кокосовым пивом. А после вернуться на родину и написать книгу, вернув, таким образом, как минимум деньги на билеты до Тихоокеанского региона.
Для тех же, кто хотел бы погрузиться в приключения на необитаемом острове на меньший срок и не так далеко от дома, всегда есть возможность принять участие в Робинзонаде. Проводится она в России с 1990 года. Правда, с весьма значительными перерывами, но все же, в последние годы конкурс и соревнования современных Робинзонов идут регулярно. А в далеком 1990 тысячи мальчишек и девчонок, купивших журнал «Вокруг света» и прочитавших конкурсные вопросы к Робинзонаде и условия участия, мечтали выбиться в финал и отправиться на острова Белого моря, чтобы провести там целый месяц, как герой Даниэля Дэфо, кто-то с Пятницей, а кто-то и без. Правда, девочек организаторы отсеяли в первых же строках, заявив, что конкурс исключительно для мужчин, зато больше 300 прошли первый отборочный тур, потом из 300 парней, приславших ответы на вопрос, выбрали шесть десятков лучших, которым предстояло показать свои умения на практике. Затем из них отобрали 13 человек, которых и забросили на месяц на необитаемые острова Белого моря с неприкосновенным запасом и ракетницей — на всякий пожарный.
Сегодня под идею простой и в чем-то наивной Робинзонады подвели суровую теоретическую базу о развитии личностного потенциала и познании внутреннего мира через общение с природой. Участников водят в Школу Выживания и попутно вывозят офисных работников на корпоративные тренинги, а среди организаторов Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральное агентство по туризму, Департамент семейной и молодежной политики Москвы. А когда-то это были лишь журнал «Вокруг света», клуб «Полярный Одиссей» и обком комсомола республики Карелия.
Если уж сравнивать до конца в стиле «когда-то и трава была зеленее», то в 1990 простая идея выжить поддерживала 13 ребят в возрасте от 15 до 18 лет на необитаемых островах Белого моря в течение 2 недель, а сейчас, почти 20 лет спустя, команды участников от 16 до 35 проводят на островах Онежского озера всего по 4 дня и 4 ночи.
И все-таки, несмотря на явные изменения, Робинзонада все равно остается Приключением. Приключением, через которое стоит пройти всякому, кто привык и хотел бы считать себя настоящим туристом. И знаете, на 2009 году Робинзонада не кончается, в 2010 новые команды и новых участников будут ждать острова Сямозера в Южной Карелии. А на сайте Робинзонады висит многообещающий раздел «Семейная Робинзонада», где сказано, что и туристам старше 35 лет могут дать возможность попробовать свои силы в выживании, и неизвестно, кто еще первым попросится домой. Все на необитаемый остров!