«Аэрофлот» обратился к правительству России с просьбой изменить принципы допуска авиакомпаний на международные рейсы. По мнению главы перевозчика В.Савельева, полеты по новым, выгодным направлениям, должна выполнять авиакомпания, которая занимает большую долю рынка (приносит больше всего дохода в бюджет государства), пишет «КоммерсантЪ».
В письме премьер-министру России В.Путину глава «Аэрофлота» называет эту меру поддержкой всех российских перевозчиков в конкуренции с мировыми авиакомпаниями. Но эксперты полагают, что такая мера обеспечит только одно — позволит «Аэрофлоту» еще больше монополизировать российский авиарынок.
В.Савельев предлагает, «основываясь на международном опыте», предоставлять допуск на международные рейсы, опираясь на величину налоговых поступлений от авиакомпании в бюджет страны, развитость ее маршрутной сети, количество перевезенных пассажиров и средний возраст парка». Причем по всем перечисленным показателям «Аэрофлот» — первый среди российских перевозчиков. В 2010 году авиакомпания перевезла 11,3 миллиона пассажиров, это 23% российского рынка. У «Трансаэро» 6,6 миллионов пассажиров, у S7 — 4,8 миллионов. Средний возраст парка «Аэрофлота» — пять лет, тогда как среднероссийский — 19 лет. Главный перевозчик России уплатил 400 миллионов долларов в бюджеты всех уровней. А вот летать «Аэрофлот» может по 110 направлениям в 48 стран мира, тогда как «Трансаэро» опасно приближается к российскому лидеру с 101 международным маршрутом по 38 странам.
Представители российских авиакомпаний отметили, что мировая практика говорит об обратном. Вне России рынок авиаперевозок гораздо либеральнее. В Европе авиакомпании получают разрешение на открытие рейсов по принципу экономической целесообразности, а не исходя из объема выплаченных налогов. К тому же предложение «Аэрофлота» ограничит лишь российских авиаторов, поскольку зарубежные авиакомпании могут использовать паритетное право на выполнение рейсов в Россию.
Российские перевозчики уже проигрывают иностранным авиакомпаниям в динамике перевозок пассажиров через аэропорты России. За первые четыре месяца 2011 года отечественные перевозчики показали 15% прирост числа пассажиров, а иностранные авиакомпании вдвое больший — 33%, сообщает ATO. Дальнейшая монополизация рынка перевозок в России только ухудшит положение как отечественных авиакомпаний, так и туристов, лишив последних недорогих авиабилетов.
Специалисты, предлагающие реформу авиатранспортной отрасли в России, отметили, что для успешного развития авиации в стране нужно стимулировать увеличение числа авиаперевозчиков, а не монополизировать рынок. И максимально ограничить государственное регулирование конкурентной среды.