За банкротство авиакомпаний заплатят пассажиры

Министерство транспорта России решило подстраховать авиапассажиров на случай развала авиакомпаний и подготовило документы, которые обяжут всех воздушных перевозчиков обзавестись финансовыми гарантиями на случай приостановки деятельности компании. Финансовые потрясения и шумиха, которые несколько лет назад перетрясли туристический рынок России, добрались и до авиаторов.

К необходимости такого решения чиновники министерства транспорта пришли после коллапса альянса AirUnion в конце лета 2008 года. Законопроект готовили долго, и все равно он не устроил представителей перевозчиков. Однако время не терпит, мировой кризис затронул все сферы экономики, грядет новое повышение цен на нефть и Минтранс настаивает на том, что закон должен быть принят до ввода осеннего расписания полетов, то есть до октября месяца.

Авиакомпании в новом законопроекте не устраивает буквально все — от размера финансовых гарантий до механизма их получения. Чиновники министерства готовы пойти на разумные уступки, но ждут не категорического неприятия нового закона, а конструктивных предложений по его доработке.

Чего же так опасаются в авиакомпаниях? Финансовые гарантии будут зависеть от объемов перевозок пассажиров. Если компания в 2008 году перевезла до 500 000 пассажиров, ей предстоит обеспечить финансовую гарантию в 300 миллионов рублей, до 1 миллиона пассажиров — 600 миллионов рублей, до 3 миллионов человек — 1 миллиард рублей, свыше 3 миллионов пассажиров — 1,25 миллиарда рублей. Для авиакомпаний, самолеты которых весят меньше 25 тонн и вместимостью до 50 пассажиров, предусмотренные финансовые гарантии будут едиными и составят 3 миллиона рублей.

Таким образом, если сумма финансовых гарантий будет рассчитываться исходя из объемов перевозки пассажиров за 2008 год, «Аэрофлот», S7, «Трансаэро» и ГТК «Россия» должны будут обеспечить фингарантии в 1, 25 миллиарда рублей, «КД-Авиа», «Вим-Авиа», Sky Express — в 1 миллиард рублей, Red Wings — в 500 миллионов рублей.

Если сумма гарантий будет рассчитываться исходя из итогов первых 6 месяцев 2009 года, то они несколько уменьшатся, но не для всех перечисленных авиакомпаний. Непонятно, как будут рассчитываться финансовые гарантии для новых авиаперевозчиков, например, для «Авиановы», которая еще только получила сертификат эксплуатанта и собирается начать полеты в конце летнего или с начала осеннего периода 2009 года.

Естественно, авиакомпании не устраивает необходимость в разгар кризиса и связанного с ним уменьшения пассажиропотока выводить из оборота денежные средства. У многих перевозчиков их попросту нет, как у «КД-Авиа», например. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта так и заявила, что новый закон «приведет к остановке целого ряда авиапредприятий и нарушению работы воздушного транспорта в целом». Однако если вспомнить высказывания властей о том, что в России должно остаться пять-шесть крупных авиаперевозчиков и больше стране не нужно, станет понятно, что к прикрытию должников дело шло уже давно.

Гарантий без обеспечения банки сегодня не дают, и авиакомпаниям придется откладывать на депозит значительные суммы или закладывать самолеты. Учитывая состояние флота, устаревшие самолеты и необходимость расплачиваться за поставку новых авиалайнеров, авиакомпании окажутся в долгах, как в сетях. И единственным выходом для них будет не только сокращение авиаперевозок, но и повышение цен на авиабилеты, и без того неизбежное из-за предсказанного экспертами роста цен на нефть.

 

Фото аватара
Сергей Мельников

Я - писатель и автор многочисленных статей на тему путешествий. Вся моя жизнь пронизана стремлением к познанию нового и неизведанного. Мое увлечение историей и архитектурой позволяет мне проникать в душу каждого места, которое я посещаю, и открывать его красоту и уникальность через свои статьи. Я нахожу вдохновение в каждой красочной детали старинного здания или забытой исторической легенды.

Оцените автора
Тревел Блог : Ваш персональный гид в мире путешествий | Travel ProFi